Настольный дуэт: апрель

В ходе знакомства с настольными играми мы слепым десятипальцевым методом приобрели в магазине несколько красочных коробок. “Ужас Аркхэма” оказался крепким орешком, но мы его поймали в стеклянную банку и отнесли в погреб, до лучших времён. Сами же разложили “Каркассон”, Rattus и “Тайное наследие: Звездолёт”.

Каркассон” (Carcassonne) известен прежде всего тем, что ввёл в оборот миплов (от “my people”), ставших с тех пор одним из самых узнаваемых символов современной настольной индустрии.

meeples pic2570797_lg

[фото via]

Сама игра довольно увлекательна (в т.ч. на двоих), но уже на вторую партию превращается в fields slaughterfest, безжалостную резню за поля. Разнообразные дополнения к игре решают данную проблему; народный консенсус рекомендует Inns & Cathedrals, Traders & Builders (оба входят в “Каркассон: Предместья и обитатели“), а также The River и The River II (последний входит в “Каркассон: Дворяне и Башни“).

Carcassonne-seas-01-1920-P1130621

Также проблема полей была решена в недавнем “Каркассоне: Южные моря” (Carcassonne: South Seas), который мы брали в аренду. Это не дополнение, а римейк “Каркассона” в более жизнерадостном сеттинге. Здесь всего четыре мипла, зато их можно не только ставить, но и снимать по желанию. Моря (здешние поля) имеют дополнительный механизм закрытия рыбацкими лодками, не нужно ждать до конца партии, пока выстроится нужная загогулина. Ну и для дополнительного антуража Клаус-Юрген довольно удачно на мой взгляд внёс в игру элемент греющей душу механики produce&consume: вместо прямого начисления очков миплы теперь производят очаровательные тропические ресурсы, которые потом нужно грузить на торговые корабли, чтобы уже те в свою очередь дали вам победные очки (эдакое подмигивание “Пуэрто-Рико” получилось). В общем, на мой взгляд, “Южные моря” – по всем параметрам апгрейд “Каркассона”, по крайней мере базового (разве что вам нравилось как раз стоять друг у друга на ножах, здесь агрессия ослаблена).

Rattus-01-1920-P1130483

Rattus, половина латинского названия чёрной крысы, с лёгкой руки наших локализаторов превратившаяся в “Эпидемию“, представляет собой вариацию на тему контроля территории. Игрокам нужно заселить Европу как можно плотнее, но при этом чем плотнее население, тем сильнее его выкашивают вспышки чумы. В отличие от “Риска” и Small World, здесь нет никакой войны между игроками, территории напрямую никто не контролирует, но есть механизмы миграции (людей, крыс и самой чумы), с помощью которых можно строить козни.

Rattus-03-1920-P1130490

Как я уже говорил, нас подкупило прекрасное пастельное оформление игры, разительно контрастирующее с тематикой. В комплект к милым жетонам крыс идут прямо-таки гигантские карты сословий. Они дают бонусы, но вместе с тем многие жетоны чумы срабатывают адресно на то или иное сословие, так что иметь сразу много карт чревато. Забавно, в первую партию Л. для того чтобы лучше понять игру решила вовсе отказаться от карт сословий, и в итоге выиграла, потому что на неё почти не работала чума. Меня же не спасла даже комба Монах + Король, позволяющая каждый ход эвакуировать людей во дворец.

Rattus-02-1920-P1130485

Во вторую партию я опробовал ещё более мощную комбу, Крестьянин + Торговец, с помощью которых можно выставлять на поле больше людей и перемещать их в другие области. Особняком стоят дряхленькая Ведьма, подглядывающая под жетоны, и Рыцарь, переносящий дальше и усиливающий чуму. Неплохая игра, в т.ч. на двоих, но в то же время стоит отметить, что доставали мы её с марта всего два раза.

Starship-1920-P1130829

Тайное наследие: Звездолёт” (Lost Legacy: The Starship), новая серия игр Сейдзи Канаи, автора Love Letter, представляет из себя те же 16 карт, но вводит механику руин (отдельно лежащие на столе карты). Поначалу идёт довольно бодро, но через какое-то время замечаешь, что вся игра сводится к двум картам: Подлая атака, убивающая противника, заглянувшего тебе в руку, и Набег, посредством которого противник заглядывает тебе в руку. Обе они в колоде в трёх экземплярах, и становится выгодно как можно раньше начать держать в руке “атаку”, потому что рано или поздно противник будет вынужден сыграть “набег”. Мечник, служащий противовесом “атаке”, в колоде только один, и шансы явно на вашей стороне.

Starship-cat-1920-P1130838

Вполне возможно, что это режим игры на двоих ущербный, а с большим числом участников игра каким-то образом выровняется (хотя бы тем, что чаще партия будет доходить до конца колоды, а в этом случае остаться с “иксом” в руках – худший вариант). То же “Тайное послание” куда более разнообразно в плане геймплея на двоих. Любопытно, что существует довольно мощное общественное движение против дуэльного “послания”, вплоть до того, что это “вообще не игра“. Я лично не пробовал с большим количеством людей, но на двоих всё работает прекрасно: дедукция, стратегия, комбы, удача, веселье – что ещё нужно?

Вот запись по итогам одного вечера: Л. мощно стартанула 5-2, в т.ч. с разумным риском (Барон-Принц на первом ходу, но на столе лежали открытыми Король и второй Принц), однако потом мы сравнялись. Довольно драматично угадал карту Л. на первом же ходу. Потом я раз ступил (правильно покер-стайл вычислил, что на руках у Л. либо Графиня, либо Король, назвал Графиню несмотря на то, что она уже лежала открытая), но всё же выиграл, а в утешительном раунде Л. могла почти столь же невероятно победить, но почему-то не стала, а мне с Принцессой на руке пришла одна из тех двух карт, что способна была меня спасти – Король (а Л. как раз Принц). 8-6, эпично.

Love Letter  Adventure Time pic1552867

[фото via]

Напоследок отмечу игру, которая до появления имперских “Поселенцев” прочно удерживала первое место в нашей скромной коллекции – это “Князья Катана” (The Rivals for Catan), новое издание дуэльного карточного Патриарха. Её главная особенность, бьющая в самое сердце, это, разумеется, суперклёвые крутилки ресурсов, срабатывающие по выпадению соответствующего значения на кубике. Ну а если чуть более серьёзно, сразу же подкупает система сценариев, с помощью которых авторы плавно разворачивают игру перед игроками. Каждый сценарий добавляет к базовым колодам одну специальную, возможности которой можно оценить в ходе партии, и потом, когда в основном режиме доступны все колоды сразу, мозг не взрывается от полнейшего непонимания, что от тебя хотят и в какую сторону бежать, как в других играх, предпочитающих вылить ведро карт на голову разом.

Catan-03-1920-P1130477

В общем, вводный сценарий остался за Л. “Золотой век” я подмял под себя, построив запретное десятое поселение (ловко вытащил карту из-под города Л.). В “Смутное время” Л. построила Кандамира (героя с четырьмя топорами), и я ничего не смог противопоставить, несмотря на массу хороших бустеров производства. В “Эпоху прогресса” Кандамир достался мне, зато не было аббатства (а оно нужно для университета). Также начинает складываться впечатление, что последнее поселение – ловушка. Оно генерирует дополнительные ресурсы, но уже слишком поздно; противник в это время выходит на финишную прямую по городам и спецзданиям. Л. ликует, разрывая ленточку.

Catan-02-pillow-strategist-1920

(подушечный стратег за работой)

Первая партия “Поединка князей” (все колоды). Л. строит мост (очко коммерции + 2 золота в богатый урожай), затем Кандамира и девятое поселение. У меня бонус к руде, овцам, наполовину к глине. Плавно отжимаю превосходство в торговле, потом в силе, но не успеваю догнать по очкам (в какой-то момент меня сильно ограбили разбойники, потом Л. увела 3 руды). После первой же партии к must-have картам добавляется рынок (частично нивелирующий кубиковый рандом на производстве) и церковь (позволяющая брать конкретную карту из колоды за 1 ресурс, а не за 2).

Второй “Поединок князей”. Мне выпал мост и церковь, но мало бустеров производств и дважды не повезло с областями: оба раза пришли овцы и глина, тогда как я ждал хотя бы одну руду для бустера. Ушёл в торговлю (ЗАО “Глина & овцi”). Л. тоже не очень-то повезло по производству, она топила мои торговые корабли пиратскими и злостно держала нужные бустеры в руке (я в отместку взял в заложники второй рынок). Никто не стал брать Кандамира (и вообще не построил ни одного героя). В итоге я перебрал всю колоду “Золотого века”, и только она закончилась – построил 13-е победное очко. В кои-то годы победа!

Catan-01-1920-P1130475

Прекрасная недорогая игра. Да, есть карты, которые дают ощутимое преимущество: по нашей статистике всегда выигрывает тот, кому приходит единственный в колоде мост; а чего стоит Кандамир, в одиночку обеспечивающий безусловное превосходство в силе. Но при этом есть и механизмы по выравниванию этого преимущества. Как известно, идеально сбалансирована лишь та карточная игра, которая вся состоит из бубновых вальтов, здесь же масса различных стратегий, а колода событий, составленная по специальным правилам, привносит необходимое разнообразие и даже способна повлиять на выбранный вектор развития. Словом, при случае рекомендую попробовать и на этом раскланиваюсь. Спасибо за внимание, до новых встреч.

P.S. Заглавное фото – Love Letter: Batman.

Advertisements

2 thoughts on “Настольный дуэт: апрель

  1. сыграли в “Любовное послание” вчетвером. очень весело (и расчёт, и дедукция, и удача), но не могу сказать, что игра вдвоём на этом фоне сколь-нибудь ущербна. может быть, недостаточно опыта. может быть, недостаточно опыта, наоборот, у тех, кто переходит на дуэль с “полной” игры и делает преждевременные выводы об ущербности режима на двоих.

    разве что появляется новый элемент “не дай выиграть лидирующему игроку”, но он связан с основным геймплеем несколько опосредованно.

    Like

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s