“Поселенцы”: идеальная партия

В прошлый раз мы паковали (и сразу же получали) ценные бандероли, но потом решили придержать коней апокалипсиса и сперва закончить кое-какие старые дела. Одно из них – карточные Поселенцы (Imperial Settlers), о которых сегодня пойдёт речь, но не в виде обзора, и даже не с описанием партий, как обычно в настольных дуэтах, а кое-что не вполне традиционное. Сегодня я проведу лабораторную работу с целью определить максимум очков, который можно набрать за партию (в базовой игре).

Imperial-Settlers02-1920-P1130816

Для начала традиционные четыре абзаца с парой слов о самом предмете. Прежде всего хотелось бы отметить великолепное качество компонентов: картонные жетоны выдавливаются лёгкими касаниями. Классные деревянные фишки с розовыми миплами (два дерева пришли слипшимися, но в остальном всё идеально). Очаровательные иллюстрации, четыре художника потрудились на славу (нельзя не отметить внезапных ниндзя на инсерте, которые так всем понравились). Карты обычные, гладкие, но и без бахромы. Разве что жетоны монет несколько вялые, эффект потёртости выглядит как плохое тиснение.

Любопытно решена известная проблема подобных игр – окончание на самом интересном месте: если первые два-три раунда идут довольно быстро, то на пятом (финальном) удаётся отстроиться настолько широко, что с одной стороны весь этот раунд длится по времени столько же, как предыдущие четыре (и страшно представить воображаемый шестой), а с другой – ресурсов так много, что наконец-то можешь пожать все жирные действия, ради которых собственно и развивался. Катарсис! Как и в случае с Seasons, основной режим игры – дуэльный. РРЦ в 3000 рублей нельзя назвать гуманной, но, на мой взгляд, коробка стоит своих денег.

Так уж получилось, что за четыре партии, в которых мы с Л. знакомились с разными фракциями, все четыре раза выиграл я, сходу вычленив ключевые здания и эффективную модель развития, и Л. несколько потеряла стимул пробовать дальше. Как следствие, мне не удалось усадить её за реванш “египтяне против японцев”, где японцы – последняя не опробованная мной нация. Благо, пан Игнаций всё предусмотрел, и специально для нашей ситуации нанял отдельного геймдизайнера, чтобы тот разработал режим игры соло. Для этого в состав включены 16 дополнительных карт, которыми коробка каждый раунд дважды атакует игрока. Помимо этого каждый раунд коробка захватывает в свою деревянную империю по две общие карты, и главная ваша задача – построить больше имперских зданий, чем она.

Японцы кажутся самой неподходящей расой для игры соло (ведь под угрозу попадают и имперские постройки, а жетон обороны и самураи не действуют в соло-режиме), но на самом деле благодаря “Ниндзя” (сбрасывающим вражескую сделку – именно ими атакует коробка) данная раса становится, наоборот, самой мощной в одиночном режиме (у римлян есть аналогичная уникальная карта “Шпионы”, а у варваров “Разбойники”, но “Ниндзя” у японцев в колоде сразу два отряда, шансы их своевременного прихода велики). Помимо этого, уникальный “Посредник” ослабляет проблему вечной нехватки фундаментов, а оба “Додзё” приносят невероятное количество очков за сделки. “Замки даймё” (учитывая халявных самураев с карты “Нинздя”) тоже неплохо продвигают по треку. Остаётся только как-то наладить генереацию карт и построить что-нибудь для ресурсов (которых у японцев гейша наплакала). Если всё сделано правильно, имперская колода прокрутится полностью, и в конце игры лишь останется слить вагон яблок в “Часовню” и припасти три карты для “Врат”. В первую же партию я набрал 101 очко (новый рекорд), но обнаружил, что играл не совсем правильно – коробка атаковала меня один раз, а не два.

Imperial-Settlers01-1920-P1140253

В первом раунде реванша, уже по корректным правилам, мне выпала “Мельница” (+1 золото +1 очко за строительство красной карты). Подумав, я взял вместо неё “Замок” для генерации карт. В конце игры пересчитал лежащие на столе красные карты – 11 штук! Плюс в общей колоде есть “Пекарь”, который в момент постройки даёт по 1 очку за каждое красное здание. Всё это привело меня к мысли попробовать найти теоретический максимум очков, когда тебе в руку волшебным образом приходят лишь самые идеальные карты. Было опасение, что после этого играть станет не интересно, но, что поделать, наука требует жертв! Приступим.

Начало игры.

Основные вопросы. Помимо “Мельницы”/”Пекаря” аналогичные пары есть почти для всех остальных типов карт: розовых, коричневых, серых, жёлтых. Можно ли построить их все (и когда)? Уходить ли сразу же в сделки или сначала попытаться выстроить экономику? Имеют ли смысл “Руины”? Мечи? Когда начинать напирать на победные очки? Немного забегая вперёд отмечу, что при желании можно построить все основные цвета карт, и поэтому наиболее эффективно строить их волнами, по очереди. Также у японцев есть “Варка саке” (+1 золото +1 очко за розовое здание), что делает розовые карты особенно привлекательными. Но при этом базовые производственные здания (не требующие сброса другого) – красные, плюс “Додзё”, дающие очки за сделки – тоже красные, поэтому разумно начать именно с этого цвета.

Итак, подготовка и первая фаза разведки. Начальная рука, имперские карты: 2х”Рисовых поля” (производство: +2 еды), “Ферма” (производство: +1 чел + 1 еда); общие карты: “Дровосеки” (первая цель для меча), “Мельница” (+1 зол +1 очко за новое красное здание), “Имперский посланник” (потратьте 1 чел и получите товар с 1 сделки), “Сторожевая башня” (+1 карта сразу, +1 карта каждый раунд). Коробка начинает со звездой в сделках (их всего две в колоде, вторую мы вытягивать не будем) и двумя общими картами. У нас всего 1 меч, поэтому вражеские карты для нас пока не важны, определим их в конце игры.

I раунд.

План на первый раунд: красные здания + первая партия сделок, от которых невозможно отказаться.

Производство планшета: 4 чел + 1 дерево + 1 меч.

[Чтобы запустить наш конвейер, нам нужно немного ресурсов (точнее, ещё 2 дерева). Разумнее всего для этого воспользоваться бесхозным мечом. К слову, уничтожение карты с руки за 1 меч только на первый взгляд выглядит выгоднее уничтожения вражеской карты за 2 меча: в первом случае нам нужно ещё вытянуть эту самую карту, т.е. по сути потратить 2 человека, но по игровому бюджету обычная стоимость 1 меча – 1 человек (см. к примеру “Казармы”; подробнее в выводах в конце поста). Уничтожение вражеской карты тоже нельзя назвать супер-выгодным: по сути мы тратим 2 человека, чтобы получить 2 ресурса, но это и есть обычный курс обмена людей на ресурсы через карты действий. Позже мы найдём действительно хорошее применение нашему мечу, ну а пока мы в любом случае не можем себе позволить второй меч, поэтому нам придётся заплатить дороже (только один раз).]

• 1 меч → “Дровосеки” → +2 дерева
[Забавно, но позже выяснилось, что первым же действием я совершил ошибку. “Дровосеки” – хорошая карта, дающая 2 дерева за 1 человека. Обычный курс конвертации – 1 ресурс за 1 человека. Здесь нужно было уничтожить, пожалуй, один из “Молодых лесов” (потратьте 1 человека за 1 дерево, можно дважды; 3 карты в колоде), но я побоялся, что мне будет не хватать фундаментов, и придётся использовать подобные карты стоимостью 1 ресурс. Впрочем, по ходу дальнейшей партии я ни разу не менял людей на ресурсы (кроме конвертации ресурсов в победные очки через соотв. карты в третьем раунде и дальше), так что данная ошибка стоила нам не больше 3 ПО]

[в моём изначальном варианте игры я следующим шагом условно-бесплатно построил “Старый лес” (-2 дерева +2 дерева), чтобы перекрыть будущую потребность в древесине, но позже обнаружил, что перейду на коричневые карты быстрее, чем ожидал, и отложил “лес” на потом]

“Мельница” → -3 дерева + 1 золото + 1 ПО
[здесь и дальше стрелочка вправо без пояснения означает строительство карты]

“Ферма” → -1 зол +1 чел +1 еда +1 золото +1 ПО
[начали с “Фермы”, т.к. у нас нет базовых яблок, и при строительстве “Рисового поля” пришлось бы один раз расплатиться золотом; последние два слагаемых – от заработавшей “Мельницы”]

“Рисовое поле” → -1 еда +2 еды +1 зол + 1 ПО

“Рисовое поле” → -1 еда +2 еды +1 зол + 1 ПО

“Имперский посланник” → -1 еда + 1 зол + 1 ПО
[заготовка на будущее; плюс выгодная конвертация еды в золото]

[итого на текущий момент: 5 чел + 4 зол + 2 еды + 5 ПО]

“Сторожевая башня” → -2 зол + 2 карты (2х”Фермы”)
[Первое открытие, которое я для себя сделал в ходе данной лабораторной работы: “Сторожевая башня” выгоднее “Замка” (до этого мне всегда казалось, что “Замок” лучше). Чтобы не повторяться, в финальных выводах поста я поясню, почему так.]

“Ферма” → -1 зол +1 чел +1 еда +1 зол +1 ПО

“Ферма” → -1 зол +1 чел +1 еда +1 зол +1 ПО

[итого: 7 чел + 2 зол + 4 еды + 7 ПО; но у нас закончились карты, пора запустить первую порцию сделок]

• -6 чел → +3 карты (“Додзё”, 2х”Руины”)
[“Руины” нам понадобятся для строительства двух “Додзё”; “Руины” стоят по сути полкарты, см. подробнее в финальных выводах]

2x”Руины” → +2 чел

“Додзё” → -1 зол -1 “Руины” +1 зол + 1 ПО + 1 японская карта (“Додзё”)

“Додзё” → -1 зол -1 “Руины” +1 зол + 1 ПО + 1 японская карта (“Храм будды”)

“Храм будды” → (в сделки) → -1 еда + 2 ПО (от двух “Додзё”) +1 карта (от сделки) (“Часовня”)

“Часовня” → (в сделки) → -1 еда +2 ПО +1 карта (“Сторожевая башня”)
[я планировал использовать “Часовню” по-назначению, как в обычной партии (построив её на последнем раунде из сделок через “Посредника”), но в конце выяснилось, что лишних ресурсов не остаётся, а курс конвертации у “Часовни” не самый выгодный (максимум 10 ПО за 12 ресурсов); в любом случае, у нас постоянно будет острая нехватка карт, так что все сделки на карты нужно построить сразу же]

“Сторожевая башня” → -2 зол +2 карты (“Замок Даймё” с золотом в сделках, “Школа дипломатии”)
[во вторую очередь после карт империи восходящего солнца необходимо золото]

“Замок Даймё” → (в сделки) → -1 еда +2 ПО +1 зол
[“Замок Даймё” будет построен из сделок буквально в следующем раунде]

“Школа дипломатии” → (в сделки) → -1 еда +2 ПО + 1 зол
[“Школу дипломатии” мы используем по назначению позже, построив её также через “Посредника”]

[итого: 3 чел + 2 зол + 16 ПО; нет карт]

[Вопрос куда деть оставшиеся ресурсы. Изначально у меня к концу первого раунда оставались 2 карты, 3 еды и 1 золото, и я выбрал “Пивовара” (1 еда → 1 ПО; дважды) + “Памятник” (+1 ПО каждый раунд), но потом нашёл приведённый здесь более эффективный путь развития, переиграл и ушёл в экономику до конца. Дальше будет показано, что лишь один раз за партию нам придётся сбросить 2 золота, а все остальные ресурсы каждый раунд используются по назначению, “Памятник” же мы построим в четвёртом раунде, так что в любом случае речь идёт про максимальный выигрыш в 2+3=5 ПО. Не готов сыграть заново, чтобы это доказать, но мне кажется, что ещё одна “Сторожевая башня” и ещё +1 золото/раунд важнее]

“Имперский посланник” → (действие) → -1 чел +1 карта (“Игорный дом”)

“Игорный дом” → (в сделки) -1 зол +1 зол +2 ПО
[Дилемма строить ли “Игорный дом” (1 чел → 1 зол; дважды) или же отправить его в сделки (+1 зол) похожа на выбор между “Сторожевой башней” и “Замком”, который усугубляется тем, что на строительство “Игорного дома” требуется 2 ресурса + сброс 1 постройки. На мой взгляд, однозначно в сделки.]

• -2 чел → +1 карта (“Сторожевая башня”)

“Сторожевая башня” → -2 зол +2 карты (“Столярная мастерская”, “Старый лес”)
[И у нас закончились ресурсы, но мы можем перенести карты в следующий раунд. В следующем раунде стало ясно, что мы можем себе позволить построить коричневые карты перед розовыми, поэтому, разумеется, стоит начать с коричневых.]

1st-turn-1920-P1140460

Конец I раунда. 18 ПО.
Имперские здания: 3 “Фермы”, 2 “Рисовых поля”, 2 “Додзё”.
Общие здания: 3 “Сторожевые башни”, “Мельница”, “Имперский посланник”.
Сделки: +2 карты, +3 золота.
Ресурсы: нет; 2 карты в руке (“Столярная мастерская”, “Старый лес”).

Коробка: 2 общие карты уходят в империю картонных зергов (мы пока не стали определять, какие, просто ведём учёт).
Сделки коробки: ПО, карта, золото. Обе атаки коробки дают осечку: на наших картах нет ни одной из комбинаций данных символов.

II раунд.

Планы на второй раунд: коричневые карты, розовые, серые (?), “Ниндзя” (пора сносить вражеские сделки, иначе коробка начнёт уничтожать наши локации), “Замки даймё” (по 3 ПО за бесплатных самураев, идущих в комплекте с “Ниндзя”). Сделок в запасе осталось не так много, и они не слишком критичны (несколько яблок, 1 меч, 1 ПО, несколько людей).

Разведка: 1 имперская карта, 2 общих (не будем забывать о двух картах, оставшихся с прошлого раунда).
Производство: 7 чел + 7 еды + 3 зол + 1 дерево + 1 меч + 5 карт.
[итого 7 карт + 1 имперская; для наглядности будем брать карты по мере необходимости, а на полях вести счётчик оставшихся]

[с прошлого раунда] “Столярная мастерская” (+1 зол +1 ПО за новое коричневое здание) → -1 дерево -2 зол +1 зол +1 ПО

[с прошлого раунда] “Старый лес” → -2 зол +2 дерева +1 зол +1 ПО

[-1 карта; осталось 6+1] → “Лагерь лесоруба” → -2 дерева +2 дерева +1 зол +1 ПО
[-1 карта; осталось 5+1] → “Лагерь лесоруба” → -2 дерева +2 дерева +1 зол +1 ПО
[-1 карта; осталось 4+1] → “Лагерь лесоруба” → -2 дерева +2 дерева +1 зол +1 ПО

[производственные коричневые карты закончились, пора переходить к розовым]

[-1 карта; осталось 3+1] → “Руины” → +1 чел

[-1 имперская карта; осталось 3] → “Варка саке” (+1 зол +1 ПО за новое розовое здание) → -1 дерева -1 “Руины” +1 зол +1 ПО

[-1 карта; осталось 2] → “Трактир” (+1 зол +1 ПО за новое розовое здание) → -1 дерева -2 зол +2 зол +2 ПО

[-1 карта; осталось 1] → “Поселенцы” (за 1 дерево постройте имп. локацию, не сбрасывая другую) → -1 зол +2 зол +2 ПО
[строительство розовых карт благодаря двум бонусным зданиям начинает приносить нам деньги]

[-1 карта; последняя] → “Дом гейши” (+1 чел за каждое розовое здание; не больше 3) → (через “Поселенцев”) → -2 зол +3 чел +2 зол +2 ПО

[итого: 30 ПО + 6 зол; кончились карты]

• -2 чел → +1 карта (“Сторожевая башня”, последняя в колоде)
[в этом раунде мы сможем позволить себе только один “Замок”, остальных людей на карты будем менять по обычному курсу]

“Сторожевая башня” → -2 зол +2 карты (“Носильщики”, “Огородники”)

“Огородники” (выберите 1 своё производство и ещё раз его получите; тж. +1 карта) → -3 зол +2 зол +2 ПО +1 карта (“Скоморохи”) + 3 чел (используем “Огородников” на “Дом гейши”)
[безумные огородники – моя любимая карта в этой игре; так и вижу отряд боевых пенсионеров, которые бесплатно по указу партии могут вспахать всё что угодно, от урановых рудников до публичного дома]
[“Дом гейши” в данный момент – наше самое выгодное производство: оно приносит по сути полторы карты, тогда как “Сторожевая башня” – одну]

“Скоморохи” (реактивация карты с действием за 1 чел) → -2 зол + 2 зол +2 ПО

“Носильщики” (то же самое, что и “Огородники”, только этих нужно ещё накормить) → -2 зол +2 зол +2 ПО
“Носильщики” → (действие) → -1 еда +3 чел (на “Дом бедной гейши”)

[итого: 36 ПО + 3 зол +6 еды + 1 меч +15 чел]

• -6 чел → 3х”Руины” (последние в колоде)

3х “Руины” → +3 чел

• -2 чел → “Дом гейши”

“Дом гейши” → -1 зол -1 “Руины” +2 зол +2 ПО +3 чел

• -6 чел → 3х “Деревни”

3х “Деревни” → 3х (-1 зол +2 зол +2 ПО +2 чел) = +3 зол +6 ПО +6 чел
[Полностью отбили стоимость “Деревень”, включая сами карты, и получили доход. Т.о. с нашим двойным розовым бонусом оказалось, что “Деревни” ещё лучше, чем “Руины”. Жаль, что их всего 3 в колоде.]

[итого: 44 ПО + 7 зол + 6 еды + 1 меч + 13 чел]

[Необходимые розовые карты построены, пора переходить к “Ниндзя” и “Замкам даймё”. Вопрос на повестке дня: можем ли мы позволить себе сначала цепочку серых карт, чтобы “Замки даймё” получили скидку + очки? Сначала мне показалось, что на это не хватит карт, но, подумав ещё, я нашёл способ.]

• -2 чел → “Ниндзя”

“Ниндзя” → -1 зол -1 “Руины” (+2 самурая)

“Ниндзя” → (действие на вражескую сделку с картой) → -1 чел +1 карта (“Ниндзя”)

“Ниндзя” → -1 зол -1 “Руины” (+2 самурая)

“Ниндзя” → (действие на вражескую сделку с золотом) → -1 чел +1 зол

• -2 чел → “Замок”

“Замок” → -2 зол

“Замок” → (двойное действие) → -2 чел +2 карты (“Подрядчик”, “Миссионеры”)

“Подрядчик” (+1 зол +1 ПО за новое серое здание) → -3 зол +1 зол +1 ПО

“Миссионеры” (потратьте 1 чел и 1 меч за 3 ПО) → -2 еды +2 зол +2 ПО
[прекрасная карта; построив её мы обменяли 2 еды на 2 золота, а также теперь она будет снабжать нас очками по выгодному курсу (к тому же позволит пристроить ненужный меч)]

“Имперский посланник” → (действие) → -1 чел +1 карта (“Посредник”)
[мы не использовали “Посланника” раньше, потому что не знали, что нам в итоге понадобится, карта или ресурсы]

“Посредник” (потратьте 1 чел и постройте карту из сделок, не тратясь на фундамент) → -1 зол -1 “Деревня” +1 зол +1 ПО
[“Посредник” – хорошо законспирированный маг, он превращает сделку в здание, при этом по сути вызывая из астрала виртуальные “Руины”]
[начинаем сбрасывать “Деревни”, потому что с одной стороны “Руины” закончились, а с другой – у нас избыток людей при недостатке ресурсов]

“Посредник” → (действие) → -1 чел → “Замок даймё” (из сделок) → -2 зол +1 зол +1 ПО +3 ПО
[средние слагаемые – от “Подрядчика”, последнее – от четырёх самураев, что пришли с “Ниндзя”]

“Скоморохи” → (действие) → -1 чел → “Замок” обновляется
[не самое лучшее использование карты; по сути мы этим действием заплатим за 2 новые карты не 4 человека, а 3; но сейчас нам по плану аккурат этого самого последнего человека и не хватает]

“Замок” → (двойное действие) → -2 чел +2 карты (“Лесозаготовка”, “Посёлок”)

“Посёлок” (производство: 2 чел) → -2 зол +2 зол +2 ПО +2 чел
[“Посёлок” не принёс прибыль, как “Деревня”, но полностью отбился; прибыль появится в следующем раунде]

“Лесозаготовка” (производство: 1 дерево за каждое коричневое здание; не больше 3) → -3 зол +1 зол +1 ПО +3 дерева

• -4 чел → +2 карты (“Развалины”, “Матушкина банька”)

“Развалины” (производство: 1 камень за каждое серое здание; не больше 3) → -2 дерева -1 зол +1 зол +1 ПО +3 камня

“Матушкина банька” (производство: 1 чел за каждое розовое здание; не больше 3) → -1 дерево -1 камень -1 зол +1 зол +1 ПО +3 чел
[как можно заметить, три последние карты принесли нам круговую прибыль и позволили тем самым провернуть эту операцию по заглядыванию в серые карты перед “Замками даймё”]

• -2 чел → +1 карта (“Замок даймё”)

“Замок даймё” → -2 камня +1 ПО +1 зол +3 ПО

“Миссионеры” → (действие) → -1 чел -1 меч +3 ПО

[В итоге осталось 2 золота, которые придётся сбросить, потому что я так и не смог придумать, куда их можно выгодно вложить. Как минимум 1 из них можно было выше попробовать заменить на 1 еду, что мы заплатили “Носильщикам”, но мне не хочется всё перепроверять. Просто мысленно отметим, что в худшем случае мы потеряли здесь 2 ПО.]

Конец II раунда. 63 ПО + 4 еды.
Коробка: ещё 2 общие карты уходят в империю картонных гоблинов (мы пока не стали определять, какие, просто ведём учёт: сейчас там 4 карты).
Сделки коробки: ПО, карта, золото. Благодаря своевременному вмешательству “Ниндзя” обе атаки коробки снова дают осечку: на наших картах по-прежнему нет ни одной из комбинаций данных символов.

2nd-turn-1920-P1140463

III раунд.

Планы на третий раунд: строим оставшиеся серые карты, (последний комплект) жёлтых, заканчиваем со сделками и, наконец, приступаем к заработку базиллиона очков.

Вопрос на повестке дня: стоит ли строить все остальные карты или уходить в те, что дают очки (и какие)? Подробнее мы посчитаем в выводах к посту (п.6), а здесь просто отметим, что дешёвые карты стоит построить все.

Разведка: 1 имперская карта, 2 общих.
Производство: 20 чел + 7 еды + 2 зол + 1 меч + 9 дерева + 3 камня + 6 карт + 6 ПО.
[итого 8 карт + 1 имперская; для наглядности снова будем брать карты по мере необходимости, а на полях вести счётчик оставшихся]

[-3 карты; осталось 5+1] 3х “Каменоломни” → 3х (-1 дерева -1 камень +1 зол +1 ПО +2 камня) = -3 дерева +3 камня +3 зол +3 ПО

[итого: 72 ПО (будем теперь периодически вести подсчёт ПО, чтобы не сбиться)]

[-2 карты; осталось 3+1] 2х “Замка” → -1 дерева -3 камня

“Посредник” → (действие) → -1 чел → “Школа дипломатии” (из сделок) → -1 дерево +1 зол +1 ПО
[“Школа дипломатии”: в фазу производства можете потратить товары, полученные сделками, по 1 ПО за каждый. Превращение 1 ресурса в 1 ПО – хороший курс, будем им потом пользоваться.]
[Ни в правилах, ни на BGG не нашёл, можно ли подключать “Школу дипломатии” при заключении новых сделок или же только в фазе производства. Перестрахуемся и будем считать, что только в фазе производства.]

[-1 карта; осталось 2+1] “Купец Монти” (+1 зол +1 ПО за новое жёлтое здание) → -1 дерево -2 камня +1 зол +1 ПО

[-1 карта; осталось 1+1] “Золотой прииск” (производство: 1 зол) → -1 дерево -1 камень +2 зол +1 ПО

[-1 карта; осталось 0+1] “Гильдия торговцев” (производство: 1 зол за каждое жёлтое здание; не больше 3) → -2 дерева -1 зол +4 зол +1 ПО

2х “Ниндзя” → (действие) → -2 чел +1 карта +1 зол [осталось карт: 1+1]

3х “Замка” → (двойное действие) → -6 чел +6 карт [осталось карт: 7+1]

[-1 карта; осталось 7] “Торговые ряды” → (через “Поселенцев”) → -2 зол +1 зол +1 ПО

[-2 карты; осталось 5] 2х “Торговых ряда” → -2 зол +2 зол +2 ПО

3х “Торговых ряда” (1 еду в 1 ПО; можно дважды) → (двойное действие) → -6 еды +6 ПО

[-2 карты; осталось 3] 2х “Пшеничного поля” (производство: 1 еда; бонус: 1 еда) → -2 зол -2 еды +2 зол +2 ПО +4 еды

[-3 карты; не осталось карт] 3х “Торговых пути” (заключение сделок с вражескими зданиями; не для соло-режима) → (в сделки) → -3 еды +1 еда +1 чел +1 ПО +6 ПО

“Имперский посланник” → (действие) → -1 чел +1 карта (“Рынок”)

“Рынок” (потратьте 1 дерево, 1 камень, 1 еду за 3 очка) → -2 зол +1 зол +1 ПО
[здание примечательно тем, что даёт 3 очка, но само стоит 2 ресурса, на один меньше, чем обычно]

“Рынок” → (действие) → -2 зол -1 еда +3 ПО

“Носильщики” → (действие) → -1 еда +3 чел

“Скоморохи” → (действие) → -1 чел → “Замок” обновляется

“Замок” → -2 чел +2 карты (“Школа сумо”, “Изготовитель катан”)

“Школа сумо”, “Изготовитель катан” (производство бесполезных для нас мечей) → (в сделки) → -2 еды +1 чел +1 камень +4 ПО
[благодаря двум “Додзё” нам выгоднее отправлять ненужные имперские здания в сделки, чем строить: оба варианта дают 2 ПО, но сделки куда дешевле]

• -14 чел → +7 карт

[-2 карты; осталось 5] 2х “Врат” → (в сделки) → -2 еды +2 еды +4 ПО
[здесь я пересчитал оставшиеся в игре карты и обнаружил, что в общей колоде банально не хватит карт для использования “Врат” по назначению (скидывать карты за 1 ПО; ещё +2 ПО, если скинул 3 карты)]

[итого: 102 ПО]

[-1 карта; осталось 4] “Господские пашни” (производство: 1 еда за каждое красное здание; не больше 3) → -3 зол +1 зол +1 ПО +3 еды

[-2 карты; осталось 2] 2х “Лесопилки” → -2 зол +2 зол +2 ПО
[производственные здания закончились, приступаем к переводу ресурсов в ПО]

2х “Лесопилки” → (действие) → -4 зол +4 ПО

[-1 карта; осталась 1] “Придворный скульптор” → -1 камень +1 зол +1 ПО

“Придворный скульптор” → (действие) → -2 зол +2 ПО

[-1 карта; не осталось карт] “Пивовар” → -1 зол +1 зол +1 ПО

“Пивовар” → (действие) → -2 еды +2 ПО

“Миссионеры” → (действие) → -1 чел -1 меч +3 ПО

Конец III раунда. 118 ПО + 2 еды.
Коробка: ещё 2 общие карты уходят в империю древесных эльфов (снова пока не стали определять, какие именно, но уже примерно представляем, что чёрные; для учёта: сейчас там 6 карт).
Сделки коробки: ПО, карта, золото (карты нам больше не нужны, т.к. колоды на исходе, но все остальные варианты приведут к успешной атаке коробки). Двойная осечка.

3rd-turn-1920-P1140451

IV раунд.

Планы на четвёртый раунд: достраиваем до конца всё, что можно, остальное сливаем в очки.

Разведка: 1 имперская карта (последняя в колоде), 2 общих.
Производство: 20 чел + 1 меч + 1 ПО + 6 ПО + 12 еды + 9 деревьев + 6 камней + 4 золота + 6 карт.
Не понятно пока, куда пустить бешеных огородников, так что пометим их колпачком от ручки, чтобы не забыть, а определим, что они выработали, в конце раунда.
“Школа дипломатии” → -1 зол -1 камень -3 еды → 5 ПО

[итого: 130 ПО]

“Гарнизон” (потратьте 2 меча и уберите из игры вражеское здание; не для соло-режима) → (в сделки) → -1 еда +1 меч +2 ПО
[у нас появился второй меч, теперь мы сможем использовать “Миссионеров” дважды (почему бы не уничтожать карты коробки? см. выводы в конце поста)]

[итого 8 карт; как и раньше, для наглядности будем брать карты по мере необходимости, а на полях вести счётчик оставшихся]

[-1 карта; осталось 7] “Памятник” → -1 камень +1 ПО

[-1 карта; осталось 6] “Охотник Джо” (потратьте 1 чел, получите 2 еды) → -1 дерево +1 зол +1 ПО
[очень эффективное здание, курс обмена ресурсов в два раза выше, чем обычно, а на постройку нужен всего 1 ресурс; вполне возможно, стоило его построить в конце третьего хода (максимальная потеря очков: 1)]

[-1 карта; осталось 5] “Угольная шахта” (потратьте 1 чел, получите 2 камня) → -1 дерево -1 камень +1 зол +1 ПО
[то же самое, что и с Джо, только само здание дороже (максимальная потеря очков: 1)]
[третье подобное здание, “Дровосеки”, мы по глупости уничтожили на первом ходу (максимальная потеря очков: 3)]

3х “Торговых ряда” → (действие) → -6 еды + 6 ПО

2х “Ниндзя” → (действие) → -2 чел +1 зол +1 ПО
[нам больше не нужно тянуть карты, но всё ещё необходимо держать оборону против коробки]

“Носильщики” → (действие) → -1 еда +3 ПО (“Замок Даймё”)
[плавно становится очевидно, что мы сделали в игре всё возможное, осталось только по-максимуму перевести ресурсы в ПО; разницы между 3 людьми/3 ресурсами и 3 ПО с точки зрения игрового бюджета нет]

“Миссионеры” → (действие) → -1 чел -1 меч +3 ПО

“Скоморохи” → (действие) → -1 чел + “Миссионеры” обновляются

“Миссионеры” → (действие) → -1 чел -1 меч +3 ПО

[итого: 151 ПО]

“Рынок” → (действие) → -1 дерево -1 камень -1 еда +3 ПО

2х “Лесопилки” → (действие) → -4 дерева +4 ПО

“Придворный скульптор” → (действие) → -2 камня +2 ПО

“Пивовар” → (действие) → -2 еды +2 ПО

[-3 карты; осталось 2] 3х “Молодого леса” (потратьте 1 чел за 1 дерево; можно дважды) → -2 дерева -1 зол +3 зол +3 ПО

[-1 карта; осталась 1] “Открытый рудник” (потратьте 1 чел за 1 камень; можно дважды) → -1 камень +1 зол +1 ПО

[-2 карты; осталась -1] 2х “Золотого рудника” (потратьте 1 чел за 1 золото; можно дважды) → -4 зол +2 зол +2 ПО
[имперский посланник вчера всю ночь кутил в оазисе с египтянками и опоздал на работу, так что возьмём одну карту в долг]

“Имперский посланник” → (действие) → -1 чел +1 карта [итого осталось 0 карт]

3х “Замка” → (действие) → -6 чел +6 карт

[-3 карты; осталось 3] 3х “Свиновода” (потратьте 1 чел и 1 еду за 2 ПО) → -6 зол +3 зол +3 ПО
[в п.6.2 финальных выводов мы определим, что дешёвые карты конвертации ресурсов в ПО выгоднее дорогих, но из самых дешёвых у нас остались только коричневые, их мы отложим на пятый раунд, иначе коробка нам снесёт два здания в конце этого]

[итого: 171 ПО]

[-2 карты; осталась 1] 2х “Каменщика” (потратьте 1 чел и 1 камень за 2 ПО) → -4 зол +2 зол +2 ПО

[-1 карта; не осталось карт] “Ганзейский союз” (потратьте 1 чел и сбросьте 1 сделку за 2 ПО; можно дважды) → -3 зол +1 зол +1 ПО
[уникальная карта, понадобится нам на следующем ходу, чтобы избавиться от ненужных уже сделок]

3х “Свиновода” → (действие) → -3 чел -3 еды +6 ПО

(*) “Золотой рудник” → (действие) → -2 чел +2 зол
(*) “Посредник” → (действие) → -1 чел → “Часовня” (из сделок) → -2 зол +1 зол +1 ПО
(*) 2х “Каменщика” → (действие) → -2 чел +2 зол +4 ПО
—(*) – позже выяснится, что “Часовня” нам не понадобится, зато в колоде закончатся карты, и где-то здесь нужно было воспользоваться “Ганзейским союзом”, чтобы сбросить 2 сделки, дающие 2 карты, и получить 4 ПО за 2 чел (ориентировочная потеря очков: 2)

[всё сошлось, и “Огородники” в фазе производства оккупировали “Замок даймё” и произвели 3 ПО]

Конец IV раунда. 188 ПО; бесхозной еды нет.
Коробка: ещё 2 общие карты уходят в империю Тома Бомбадила (для учёта: сейчас там 8 карт).
Сделки коробки: карта, ПО, дерево (благодаря тому, что мы отложили коричневые карты с ПО на пятый раунд, нашёлся набор символов, ни одной комбинации которых нет на наших зданиях). Двойная осечка.

4th-turn-1920-P1140454

V раунд.

Планы на пятый раунд: завершаем цепочку цветных карт теми, что дают ПО за имеющиеся в империи здания определённого цвета, достраиваем до конца оставшиеся крохи, остальной вагон людей сливаем в очки.

Разведка: 1 имперская карта (но у нас их не осталось, печаль-беда; максимальная потеря очков: 2), 2 общих.
Производство: 20 чел + 2 меча + 2 ПО + 6 ПО + 12 еды + 9 деревьев + 6 камней + 4 золота + 5 карт.
Снова разведём руками в ответ на вопросительные взгляды огородников, пометим их колпачком от ручки, чтобы не забыть, и определим, что они выработали, в конце раунда.
“Школа дипломатии” → -1 зол -1 камень -3 еды → 5 ПО

[итого: 201 ПО]

[Запускаем цепочку карт, жахающих победными очками пропорционально построенным цветным картам. К сожалению, Игнаций недавно выпустил эррату, где ограничил действие каждой такой карты максимумом в шесть ПО. Эту горькую пилюлю мы мужественно проглотим, но в скобочках погрозим автору пальцем. Также отметим, что все эти карты позволяют тянуть за собой другую, так что на них карты по сути не расходуются.]

[-1 карта +1 карта; осталось 7] “Пекарь” → -2 дерева -1 камень +1 зол +1 ПО → +6 ПО (+24 ПО до эрраты)

“Дровяной склад” → -2 дерева -1 камень +1 зол +1 ПО → +6 ПО (+14 ПО до эрраты)

“Место собраний” → -2 дерева -1 камень +1 зол +1 ПО → +6 ПО (+12 ПО до эрраты)

“Статуя” → -1 дер -2 камня +1 зол +1 ПО → +6 ПО (+13 ПО до эрраты)

“Постоялый двор” → -1 дерево -1 камень -1 зол +1 зол +1 ПО → +6 ПО (+12 ПО до эрраты)

[-2 карты; осталось 5] 2х “Мастерские ювелира” (потратьте 1 чел и 1 зол за 2 ПО) → -1 дерево -3 зол +2 зол +2 ПО

[-2 карты; осталось 3] 2х “Столяра” (потратьте 1 чел и 1 дерево за 2 ПО) → -4 зол +2 зол +2 ПО

[-1 карта; осталось 2] “Кондитер” → -3 зол +1 зол +1 ПО
[и мы израсходовали общую колоду; оставшиеся 10 карт вытянула коробка в свои фазы разведки]

[итого: 234 ПО]

“Ганзейский союз” → (действие) → -2 чел -2 сделки +4 ПО

3х “Торговых ряда” → (действие) → -6 еды +6 ПО

“Посредник” → (действие) → -1 чел → “Торговый путь” (из сделок) → -1 зол +1 зол +1 ПО
[по сути, мы используем “Посредника” для получения ПО по тройному курсу 1 чел → 3 ПО]

2х “Ниндзя” → (действие) → -2 чел +1 дерево +1 ПО
[всё ещё нужно держать оборону, но и курс конвертации обычный, так что ничего не теряем]

“Имперский посланник” → (действие) → -1 чел +1 ПО
[посланник откровенно заскучал в ожидании вечера]

“Миссионеры” → (действие) → -1 чел -1 меч +3 ПО

[итого: 250 ПО]

“Скоморохи” → (действие) → -1 чел → “Миссионеры” обновляются

“Миссионеры” → (действие) → -1 чел -1 меч +3 ПО

“Носильщики” → (действие) → -1 еда +3 ПО (через “Замок даймё”)

“Рынок” → (действие) → -1 дерево -1 зол -1 еда +3 ПО

“Кондитер” → (действие) → -1 чел -2 еда +3 ПО

3х “Свиновода” → (действие) → -3 чел -3 еды +6 ПО

“Охотник Джо” → (действие) → -1 чел +2 еды

“Пивовар” → (действие) → -2 еды +2 ПО

[итого: 270 ПО]

“Угольная шахта” → (действие) → -1 чел +2 камня

2х “Каменщика” → (действие) → -2 чел -2 камня +4 ПО

“Открытый рудник” → (действие) → -2 чел +2 камня

“Придворный скульптор” → (действие) → -2 камня +2 ПО

2х “Мастерские ювелира” → (действие) → -2 чел -2 зол +4 ПО

[и “Огородники” снова оккупируют “Замок даймё”, приносят +3 ПО]

Конец V раунда. 283 ПО.
Коробка: последние 2 карты уходят в империю мохнатых Эвоков, и мы можем назвать эти 10 карт: “Виселицы”, 2 “Казармы”, 3 “Оружейника”, 2 “Гильдии каменщиков”, “Плотник”, “Таверна”. Вполне возможно, что в какой-то момент нам было выгодно вложиться в мечи (или отобрать их у “Миссионеров”), чтобы уничтожить вражескую “Таверну” и получить +2 карты (или на раннем ходу снести её с руки, получив +1 карту за 1 меч; оценим максимальную потерю очков по стандарному курсу в 4 ПО).

Сделки коробки: карта, камень, еда (удивительно, но нашёлся ещё один набор символов, комбинаций которых не существует на наших картах). Снова двойная осечка.

5th-turn-1920-P1140457

Финальный подсчёт очков: 21 имперское здание = 42 ПО, 64 общих здания = 64 ПО, итого: 389 ПО. Если сложить максимальные потери ПО, в которые мы оценили наши потенциальные ошибки по ходу партии, получим ещё +15 ПО, т.е. ориентировочный максимум идеальной партии находится в районе 400 ПО. Deal with it. Плюс эррата стоила нам ещё 45 ПО, но это уже интересно лишь историкам.

Выводы и примечания.

1. Для данного опыта я использовал режим соло, но игра с достаточно пассивным противником будет не очень сильно отличаться. Разве что раньше закончатся карты, т.к. в соло противнику уходит по 2 карты в раунд, а в дуэли ещё 2 карты отправляются в сброс.

2. Ориентировочный бюджет игровых ресурсов:
1 чел = 1 ресурсу = 1 ПО.
1 меч = 1-2 человека (по сделкам и картам действия, н-р, “Казармам”, получается 1 меч = 1 чел; но если сравнивать по производственным зданиям, то одни обычно дают 1 меч, а другие – 2 человека). В целом я бы сказал, что 1 меч = 1 человеку.
1 карта = 1-2 человека (по сделкам и единственной карте действия “Замку” получается 1 карта = 1 человеку, но “Замков” в игре всего 4, они сами по себе довольно дорогостоящие, а по всем остальным соотношениям 1 карта стоит 2 человека). В целом я бы сказал, что 1 карта = 2 людям.

3. Это несколько контринтуитивно, но в общем случае “Сторожевая башня” лучше “Замка”. Оба стоят 2 ресурса, но “Башня” производит карту каждый ход бесплатно, а “Замок” даёт две карты в обмен на 2 человека (т.е. по сути вы платите карту, чтобы получить две: -1 карта +2 карты = та же самая “+1 карта”, но с требованием изначального капитала). Однако, помимо этого, “Сторожевая башня” в момент постройки даёт вам ещё одну бонусную карту просто так. Да, “Замок” можно обновить специальными зданиями (“Скоморохами” или египетскими “Бассейнами”), однако эти возможности сами по себе отъедают всё больше ресурсов (но в долгосрочной перспективе всё же могут вывести в прибыль). Производственный статус “Башни” также может сыграть на руку: есть карты, позволяющие удвоить производство (“Носильщики”, “Огородники”), а есть те, что блокируют и захватывают действия (египетский “Разводчик скорпионов” и “Храм Ра”).

4. Учитывая п.2, уничтожение карты с руки с помощью меча крайне невыгодно: вы тратите 3-4 человека, чтобы получить 2 ресурса. Уничтожение вражеской карты уже лучше, но тоже обычно не фонтан: вы тратите 2-4 человека, чтобы получить 2 ресурса (легко заметить, что выгоднее всего разрушить вражескую “Сторожевую башню” или “Замок”), к тому же противник обычно получает 1 дерево и сохраняет фундамент (можно сказать, основное использование общей карты). Лучшее применение мечу – продать его за очки (но такая возможность предоставляется нечасто). В реальной жизни зачастую получается, что мечи вам даются почти просто так, и деть вы их никуда не можете – поэтому, разумеется, лучшее им применение – разрушить что-нибудь более-менее ценное у противника (но, разумеется, ситуации бывают всякие).

5. Учитывая п.2, “Руины” оказываются неожиданно хороши, они стоят полкарты. Аналогичное свойство японцев (построить карту из сделок через “Посредника” без затрат на фундамент) стоит 1 человека, т.е. те же полкарты (но нужно ещё вложиться в самого “Посредника”). Аналогичное свойство у карты “Поселенцы” стоит 1 дерево – ещё чуть ниже, но с точки зрения игрового бюджета это то же самое.

Цветная карта стоимостью 1 ресурс при действующем бонусе по сути тоже стоит как минимум полкарты, вторая половина карты принудительно переводится в ПО по обычному курсу (-2 чел -1 ресурс +1 зол +1 ПО). При недостатке ресурсов “Руины” выгоднее. При двойном (и более) цветном бонусе строительство карт стоимостью 1 ресурс начинает, наоборот, генерировать доход. Особый случай: “Деревня” даже без действующего розового бонуса является по сути одноразовой активацией “Поселенцев” (-2 чел +2 чел -1 дерево = розовый фундамент, который помимо этого приносит 1 человека каждый ход).

6. Давайте попробуем посчитать, какие карты строить выгодно, учитывая п.2 и цветные бонусы.

6.1 Для низко-производственных карт: 2 человека стоит сама карта + 1-2 ресурса – её строительство (итого 3-4). Если построить карту в третьем раунде, к пятому она принесёт как раз 3-4 ресурса, а благодаря нашим цветным бонусам по её строительству мы ещё получим 1 золото + 1 ПО (2 золота + 2 ПО для розовых). Плюс её можно использовать в качестве фундамента, а в конце игры она даст ещё 1 ПО. Получается, производственные выгодно строить все до третьего раунда включительно, а дальше по обстоятельствам.

6.2 Теперь насчёт тех, что конвертируют ресурсы в ПО. Они обычно бывают трёх типов:
a) стоят 1 ресурс, переводят 1 ресурс в 1 ПО (можно дважды);
b) стоят 2 ресурса, переводят 2 ресурса в 2 ПО;
c) стоят 3 ресурса, переводят 3 ресурса в 3 ПО.
Как легко заметить, у всех у них один и тот же курс конвертации, но разная стоимость строительства. Учитывая цветные бонусы (и базовое 1 ПО за общую карту), карты типа “a” полностью окупаются сами по себе (-2 чел -1 ресурс +1 зол +1 ПО +1 ПО), карты типа “b” стоят 1 ресурс, карты типа “c” оставляют нас в минусе на 2 ресурса. Т.о. получается, что более дешёвые карты выгоднее, и начать нужно с них, а на другие переходить только при переизбытке ресурсов.

6.3 И, наконец, карты конвертации людей в ресурсы. Те, что стоят 1 ресурс, полностью отбиваются за счёт цветных бонусов (-2 чел -1 ресурс +1 зол +1 ПО +1 ПО), те же, что стоят 2 ресурса, просто так строить немного невыгодно, но если образуется явный избыток людей при скромном количестве ресурсов (как в нашем случае выше), то они могут понадобиться для конвертации людей в ПО.

В общем, теперь если кто-то возьмётся вас стыдить за набранные 60 очков, можете объяснить грубияну, что его 140 – тоже не так уж и много!

P.S. заглавная картинка поста via BGG.

Advertisements

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s